Как уживаться на яхте с незнакомыми людьми
05 Фев 16 Статьи 174

Это реально очень важный вопрос, который многих людей и останавливает от путешествий на яхте. Ведь речь идет о замкнутом пространстве — метрах пятнадцати, на которых вам предстоит неделю уживаться с чужими людьми. И это, поверьте, может быть непросто. Поэтому мы выработали несколько универсальных правил, позволяющих снизить риск испортить отдых из-за конфликтов на борту.

Как правило, на туристических маршрутах почему-то больше девушек, чем парней. Причем как минимум половина из них везут с собой целые чемоданы тряпья и туфель на шпильках, которые, кстати, на яхте запрещены как класс, ибо царапают обшивку.

Но, как можно представить яхту без женщин! Как-то сама складывается фраза: море, яхты, девочки… Девочки очень любят приходить в яхт-клуб в юбочках и на каблучках. И тут как раз начинаются проблемы. Каблучки дорогих туфелек застревают в дырочках причалов (а они специально так устроены, чтобы вода на них не оставалась, а не для того, чтобы девушки каблуки ломали) – обувь испорчена, испорчено настроение. Юбочки задираются при любом порыве ветра (а он у воды обязательно будет) и т.д. Принято на яхте женщинам носить брюки, это могут быть также бриджы или шорты, если позволяет фигура. Обувь – яхтенная. Каблуки даже самых изысканных туфель обязательно испортят очень дорогое тиковое покрытие помещений и палуб. Колготки – нонсенс. Это неприлично среди яхтсменов – женщина в колготках без обуви на яхте. Личная гигиена всегда затруднена в длительном походе. Женщина стесняет команду, а ее стесняют обстоятельства. Во время плавания всегда экономят воду. Если ты привыкла принимать душ три раза в сутки, извини, тут такой роскоши не получится. Особенно если переход длительный. Постирала вещи, где сушить? Уж конечно не на верхней палубе. Представьте, видели, как на палубе дорогой яхты развевались на ветру сохнущие женские трусики. (В доме с видом на Тверскую или на Невский вряд ли кто так сделать догадается).

Женщина хуже переносит качку, отсюда – плохое настроение. Но! Уважительное отношение к женщине – первое правило на корабле. Поэтому, если женщину взяли на яхту, она должна представлять, что ее ждет, и также обязательно подчиняться всем принятым в походе законам.

Если вы едете отдыхать парой, вашу половину это может несколько напрягать, поэтому степень ревнивости своей спутницы или спутника лучше оценить заранее, на суше. А то потом сами понимаете: замкнутое пространство, алкоголь …

Как правило, посиделки с алкоголем на берегу недели за три до отплытия довольно быстро раскрепощают, так что можно примерно для себя оценить, готовы ли вы лицезреть сей объект на борту всю неделю, а не за бортом.

 

Распределением кают  лучше заняться заранее во избежание обид. Во-первых, каюты бывают разные. Очень часто в носу находится самая козырная каюта, и за нее все барышни глаза готовы выцарапать. Лично я люблю каюты в корме. Но мне важно, чтобы возле не было туалета. А бывают и вообще двухъярусные кровати. У нас очередь выбора каюты напрямую зависит от очередности оплаты путешествия. кто раньше оплатил - тот первый выбирает. При покупки яхты компанией этот вопрос решается либо полюбовно, либо жребием.

 

Также мы составляем график дежурств по кухне. Причем предлагаем дежурным (как правило, это двое из одной каюты) заранее определиться с блюдами, которые они будут готовить. Во-первых, так народу будет интереснее ждать путешествия. Во-вторых, будет понятнее, какие продукты закупать. Наша практика показывает, что девушки очень тщательно продумывают этот пункт и даже везут с собой из дома какие-то ингредиенты, которые можно ненароком не встретить за границей. Но запомните главное: блюда должны быстро и просто готовиться. Не мучьте себя кулинарными подвигами! Кроме того, лучше заранее составить примерный список продуктов для закупки. Кроме того, мы заранее договариваемся, что каждый может дополнить общую корзину какими-нибудь любимыми продуктами не из списка, но все-таки в рамках определенного лимита. И еще одно правило: не нравится — не ешь, но не смей что-либо высказывать дежурному по кухне! Если не нравится, открывай холодильник и готовь себе сам! А то если учитывать диетические потребности каждого члена экипажа, можно, в общем-то, и не начинать готовить…

Кстати, в обязанности дежурного входит и мытье посуды. Поэтому мы стараемся использовать одноразовые тарелки и стаканы, чтобы облегчить себе жизнь. Хотя любая яхта и укомплектована фарфоровыми блюдцами.

Важно выбрать казначея вашей экспедиции, который возьмет на себя тяжелый груз сведения дебета с кредитом, и у которого будет храниться судовая касса — из нее оплачиваются походы в супермаркет за продуктами.

Кроме того, мы всегда заранее просим своих гостей иметь с собой побольше мелких наличных местных денег. Ничто не бесит так, как предложение кого-либо платить все картой. Поверьте, кредитки есть у каждого на борту, но счет в баре выписывают на всех один.

Ну и четкий финансовый план будущих расходов также лучше обсудить заранее: так народу легче подготовиться. Наша практика показывает, что закладываться надо максимум на 100 евро с носа на текущие общие расходы. Еще ни разу за этот лимит не перевалили.

Мы заранее обговариваем, что никто не обязан вместе со всеми нести одинаковые расходы на суше (на рестораны, музеи, экскурсии). На суше каждый волен отдыхать согласно своим желаниям и возможностям. Не хотите со всеми в ресторан? Пожалуйста. Хотите остаться на яхте вечером? Ваше право.

Не менее важный пункт, который, пожалуй, стоит поставить даже выше остальных. Главный -  это капитан, и его приказы на яхте — это закон, который не обсуждается. Сказали Ване подтянуть шкот — Ваня встал и подтянул. И никто никого не упрашивает! Важно обговорить и права главного организатора путешествия (т. е. решение основных вопросов, связанных с маршрутом, финансами, распределением свободного времени и самое главное — последним словом в решении спорных ситуаций — должно проводиться при его участии). Кроме того, у организатора должен быть список со всеми контактными данными группы для безопасности.

Семь дней (стандартная продолжительность путешествия) — довольно длительный срок, поэтому лучше заранее продумать свое времяпрепровождение. Мы просим ребят захватить с собой любимую музыкальную подборку, какую-нибудь настольную игру, а в лучшем случае — еще и музыкальный инструмент. Поверьте, оно того стоит!

Замкнутое пространство, из которого некуда деться, негде уединиться — это мощное испытание на прочность даже для семейной пары, что уж говорить об остальных. Недаром этот сюжет так популярен в книгах и фильмах.

 

Если у вас есть вещи, к которым вы относитесь трепетно и не хотите, чтобы кто-то другой к ним прикасался — скажите об этом заранее. Из-за совместной собственности конфликты разгораются очень легко. Если у вас есть необычные привычки, которые могут затронуть остальных (например, если каждый день в 6 утра вы имеете обыкновение петь гимн России) — опять же не молчите о них, надеясь на чью-то природную склонность к телепатии.

 

Ключевой момент для всех, кто вынужден путешествовать, жить или работать в тесных помещениях. У каждого человека должна быть своя территория. На яхте это осуществить не так-то просто: там все со всеми активно взаимодействуют, там тесно, и каждый кусочек лодки устроен так, чтобы выполнять как можно больше функций. Тем не менее, ваша койка в каюте — это 100% приватная зона. Даже если вы делите каюту с компаньоном. Никто не входит в чужую каюту без стука. Дайте понять людям, что если вы забились в свой «уголок», то вас не нужно дёргать без серьёзного повода, даже если кто-то вспомнил ну очень смешной анекдот или спешит поделиться чудесной фотографией вида за кормой.

Не переоценивайте свою толерантность

Многие общительные и открытые люди, впервые выходя в плавание уверены, что их-то эти проблемы не коснутся. И очень зря. Даже самым коммуникабельным из нас требуется уединение, требуется побыть собой. Во-первых — не бойтесь потерять имидж «рубахи-парня», который всегда готов балагурить и веселить народ. Или воздушной, очаровательной, вечно улыбающейся девушки. Это порочная тактика, и она часто приводит к тому, что вы решите больше никогда, ни за что в подобные путешествия не отправляться. Или просто тихо возненавидите окружающих. Вы имеете право на перепады настроения, на угрюмое молчание, на недовольство какой-то ситуацией, вы никому ничего не должны (кроме шкипера, разумеется, которого все на борту обязаны слушаться в любом настроении). Во-вторых — заранее настройтесь на трудности и возможные конфликты. В обстановке замкнутого пространства любая недоговорённость, проглоченная обида может через какое-то время разразиться скандалом на ровном месте и испорченными нервами. Если вас что-то всерьёз не устраивает, поговорите об этом с человеком напрямую, не тяните кота за хвост.

Наши лодки обычно имеют 3-4 каюты, то есть 6-8 коек. Это неспроста. Суть в том, что более 7 человек на борту неизбежно распадаются на две подгруппы, у каждой из которых желания не совпадают. Появляются два лагеря, возникает почва для конфликтов. 7 человек — предел для создания монолитного коллектива в замкнутом пространстве. В предыдущем абзаце мы указали, что проблемы не нужно замалчивать. Теперь вспомним о том, что иногда всё же лучше жевать, чем говорить.

Даже в мирном уютном офисе интриги и разговоры за спиной способны разрушить благоприятный климат. На яхте и вообще в любом походе этот эффект удваивается. Не обсуждайте чей-то нелепый внешний вид или явный ляп — на яхтах звукоизоляция, прямо скажем, слабая, если речь не идёт о катамаране или очень большой лодке. Не высмеивайте товарища, чтобы блеснуть остроумием. Не будьте навязчивы. Не доставайте всех чрезмерной, мелочной опекой — это может невероятно, фантастически бесить людей, даже если вы делаете это от чистого сердца. Не будьте снобом и ханжой («Как вы можете брать еду из тарелки руками?!»). Старайтесь сохранять позитив и поддерживать хороший климат в команде. Если уж совсем тяжко, лучше записывайте свои язвительные мысли на бумагу или в телефон. И самое главное «не» — никогда не пререкайтесь с капитаном (шкипером). Да, это наёмный человек, он будет стараться вежливо и корректно высказывать свои просьбы. Но шкипер не обслуживающий персонал. Он отвечает за вас головой перед всеми судебными и небесными инстанциями. И он точно знает, когда ситуация становится опасной для жизни, даже если вам кажется, что всё в порядке, а капитан страдает паранойей.

Роли в команде

Любой экипаж, любая туристическая группа — это группа временная. Мы вступаем туда добровольно. Нас объединяет лишь общность интересов: в данном случае, совместное проведение досуга. Поэтому внутренняя структура и взаимоотношения здесь определяются только личными качествами и характером каждого из нас. В путешествии группа вбирает в себя множество сторон личной жизни участников, и это не всегда приятно. Не брезгуйте модным термином «психологическая совместимость». Задумайтесь заранее: какова ваша роль? Если вы неформальный лидер, то готовы ли вы к тому, что не все на борту будут вас слушаться? Если вы ярый индивидуалист, спросите себя: готовы ли вы оказаться с этими людьми в столь тесной близости, идти на компромиссы, терпеть чьи-то слабости? Если вы не любите принимать решения и брать на себя лишнюю ответственность, то придётся ли вам по душе ситуация, где от вас будут ждать активных действий? Постарайтесь как можно больше узнать о людях, с которыми идёте в чартер. Опытные яхтсмены говорят: «Нет лучше способа узнать всё о человеке, чем сходить с ним в плавание». И всё же морально готовиться надо начинать заранее, зная свои слабые стороны и прикидывая возможные варианты решения конфликтов.

Если конфликт всё же случился

Замкнутое пространство всё же сыграло с вашей дружной компанией злую шутку. Начинается конфликт. Что же, постарайтесь вести себя достойно.
1. Побольше юмора и скепсиса. Не берите близко к сердцу чужие слова. Никто не может примерить на себя вашу жизнь, это всего лишь мнение другого человека. Побольше самоиронии и поменьше пафоса.
2. Не становитесь в защитную стойку из-за мелочей. На яхте все одна команда, и никто не стремится сознательно сделать вашу жизнь хуже. Вам незачем обороняться друг от друга. Если кто-то нападает на вас, быть может, он просто сорвался и надо дать ему выговориться, а потом спокойно выяснить, в чём проблема.
3. Умейте извлечь урок из ситуации. Если вас кто-то раздражает, задумайтесь: почему именно он/она? Вас задевают за живое чьи-то слова — почему? Разве вам есть что скрывать? А может, вы сами кого-то спровоцировали на агрессию?
4. Перечитайте предыдущий пункт о ролях в команде. Вся эта ситуация временная, скоро вы вернётесь на твёрдую землю, домой. В конце концов, вы на яхте, под белоснежными парусами, среди синих волн, вас окружают прекрасные пейзажи, которые вы, возможно, никогда больше не увидите в своей жизни. Неужто какая-то дурацкая стычка может стоить этих воспоминаний?

Всего комментариев: 0
avatar